Публикации>>жизнь общества>>В чьих руках здоровье нации?
....................................................................................................................................................
"Московская правда",    июль 2004г.
   

Возвращаясь к напечатанному

В чьих руках здоровье нации?

В первой половине нынешнего года «Московская правда» дважды в своих публикациях («Тень открытых дверей» и «Осмысленный вред») обращалась к вопиющим фактам нарушения законности руководством Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Институт пластической хирургии и косметологии». Никакого реагирования со стороны Министерства здравоохранения и социального развития РФ, равно как и правоохранительных органов, так и не последовало. Мало того, в недавней передаче, прошедшей на одном из телеканалов, руководитель ФГУП «ненавязчиво» прорекламировал благотворительную деятельность руководимого им предприятия, которое проводит бесплатные операции детям. Казалось бы, - впору аплодировать. Да вот закавыка: по сведениям ОБЭП УВД ЦАО Москвы, медики института оказывают услуги, в том числе и платные, не имея на то государственной лицензии…

Понятно, что в штате ОБЭП вряд ли есть специалисты по пластической хирургии. Поэтому несколько дней назад в адрес Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития поступила просьба милиционеров провести проверку ФГУП на предмет оказания этим предприятием безлицензионных медицинских услуг. Особо интересовал экономических сыщиков размер материальной прибыли, извлеченной бойкими хирургами за операции, которые они не имеют право производить.
Могу только предполагать, почему сотрудники УВД не обратились напрямую к министру М. Зурабову, хотя это было бы намного весомее и более логично. Ведь резолюция главы российской медицины провести серьезную проверку вряд ли, думаю, оставила бы проверяющим возможность спустить дело на тормозах – как это уже неоднократно бывало после публикаций «Московской правды» на тему криминальных деяний в нашей медицине. Однако, как видим, письмо из УВД ушло всего лишь в одну из федеральных служб. Будет ли толк, - не знаю. Вернее, не уверен, так как даже беглое ознакомление со странными реформаторскими действиями в главном медицинском ведомстве страны повлекло за собой неутешительные выводы…
Вот уже более четырех месяцев, согласно президентскому указу, фактически главным медиком России является экономист-кибернетик Михаил Зурабов. Его заместителем – бывшая аппаратчица из администрации президента Александра Левицкая, которая, как говорят, в свое время внесла большой вклад в дело развития геологоразведки. Самое, наверное, важное медицинское направление – Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию – возглавляет инженер-электрик В. Прохоров. Вячеслав Александрович сделал успешную карьеру, пройдя нелегкий путь от секретаря парткома НИИ дальней связи до исполнительного директора Пенсионного фонда РФ, успев между 1974-м и 2004-м годами навести порядок в деле управления государственным имуществом, собственности, работая в правительстве России. Умело он реализовывал и президентскую программу «Дороги России»; был и директором платных дорог, заместителем генерального директора Российского дорожного агентства. Ну, а сейчас, как видим, «партия бросила» на Федеральное агентство, вся деятельность которого, наверное, должна способствовать улучшению здоровья жителей России.

Не знаю, с кем инженер В. Прохоров разрабатывал основные функции возглавляемого им медицинского агентства, но функции эти, как бы выразиться поточнее… Словом, даже описание функций идет в таком порядке:

1.      Издание индивидуальных правовых актов…

2.      Издание государственной фармакопеи…

3.      Формирование мобилизационного резерва медицинского….имущества…

4.      Осуществление специальных мероприятий в период мобилизации и в военное время…

И лишь на пятом месте – «Оказание государственных услуг в сфере здравоохранения, в том числе и медицинской помощи». Ну а на самом последнем месте скромно упомянута «Организация предоставления социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан».

Безусловно, преданность идеалам «Единой России» и лично президенту – дело достойное. Но если ситуация с нашими государственными кадрами будет и впредь развиваться таким образом, то, глядишь, и Генпрокурор В. Устинов скоро уступит свой юридический «трон» какому-нибудь верному единороссу с ветеринарным образованием. А что? Рулил же два года Министерством внутренних дел со всеми его оперативными службами инженер – радиотехник Б. Грызлов, и ничего – милиция не развалилась!

Выдюжат и медики, куда они денутся?! Правда, больным гражданам от силы духа партийных электриков в белых халатах легче не будет. Но в общем деле строительства Великой России, которой, судя по всему, нужны потрясения, такие «мелочи» роли не играют.

Так стоит ли удивляться, что некоторые врачи, почувствовав «профессионализм» нового руководства Минздрава, делают фактически нелегально, но за вполне осязаемые деньги, сложнейшие операции. При этом не стесняются рекламировать свою подпольную деятельность в электронных СМИ, рассчитывая, видно, что новый министр и его команда обратят свое благосклонное внимание на «предприимчивость» действующих вне рамок закона медиков.

Внимание же, как видим, обращает милиция, из которой, несмотря на все ухищрения прежнего «профессионального» руководства МВД по обливанию ментов помоями, так и не удалось выбить дух законности.

Интересна сама по себе суть преобразований в Минздраве, в подведомственные органы исполнительной власти которого вошли пять агентств, в том числе по физкультуре, спорту и туризму, по труду и занятости, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Перечисленные три направления как бы отражают линию социального развития, касаются медицины косвенно, и лишь два остальных агентства – чисто медицинские: по здравоохранению и социальному развитию + Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. То есть фактически из бывшего Минздрава сейчас создан административный монстр, эффективное управление которым, полагаю, невозможно; даже кибернетиком.

Для чего правительство М. Фрадкова и президент пошли на такой шаг – можно лишь предполагать. Но шаг этот сродни виртуальной ситуации, при которой в России было бы создано единое силовое министерство, - с подведомственными ему армией, силами внешней и внутренней безопасности, органом правопорядка, прокуратурой, погранвойсками, таможенной службой. И всеми другими ведомствами, сотрудникам которых ныне разрешено носить оружие.

Понятно, что это привело бы к полной неуправляемости, к хаосу, возникновению социально опасных моментов, способных не виртуально, а реально разрушить обороноспособность страны.

А в социальной сфере, в частности в медицине, получается, что как бы и можно, хотя даже невооруженным взглядом видно, что последствия будут катастрофические, - социалка уже начала разрушаться, а социальные гарантии государства по предоставлению бесплатных медицинских услуг скоро станут преданием. Коммерциализация медицины, наверное, необходима, но лишь после того, когда самый бедный пенсионер в России сможет, исходя из уровня своей пенсии, спокойно оплачивать любые необходимые ему медуслуги. Пока же минимальный размер пенсии соответствует лишь сумме, на которую можно приобрести качественные белые тапочки – на случай погребения. О зарплате работающих учителей и других бюджетников упоминать, думаю, нет смысла…

Первые же шаги новых руководителей Минздрава говорят о том, что их первоочередной задачей стало не качественное улучшение российской медицины, а перевод ее на коммерческую основу. Это позволит федеральной власти решить многие проблемы, связанные с «естественным сокращением» количества больных россиян. Если уж государственное ведомство спокойно относится к тому, что хирургические скальпели находятся в руках людей, не имеющих права оперировать пациентов, то комментарии, как говорится, излишни.

Олег СУЛТАНОВ,
обозреватель «МП»

 
СУЛТАНОВ ОЛЕГ
© Copyright 2005  персональный сайт Султанова Олега
Rambler's Top100