Страница 2 из 3
ШумерыШумеро-Аккадская цивилизация. Процветающая высокоразвитая цивилизация жителей Междуречья - носителей многих знаний и умений и своеобразного космогонического воззрения, впоследствии проникшего во многие религии мира. И в их числе - зороастризм и три авраамические религии, просуществовав примерно, пять с лишним тысячелетий, однажды перестанет существовать. Частично, растворившись в среде семитских племен, дав начало возникновению библейского этноса. Частично, мигрировав со своих территорий в различных направлениях, давая начало и многим другим этносам по пути своего следования. Впервые мир узнал о ней из таблиц, найденных в библиотеке ассирийского царя - Ашшурбанипала. Где сообщалось о неких «тайных шумерских документах». В 1852 году в низовьях Евфрата произвели археологические исследования и... миру предстала цивилизация, существовавшая задолго до - ассиро-вавилонской. Цивилизация, оставившая свои летописи на 25 тыс. глиняных страниц в - клинописи и на - неизвестном миру языке. Цивилизацию назвали - шумерской. И только позже, по мере расшифровывания глиняных текстов, выяснится, что те, кого назвали шумерами, себя именовали - «саг-нгиг», что в переводе с этого древнейшего языка означает - «черноголовые». «Черноголовые»... Изобретатели колеса и календаря, буквенной письменности и денег. Гончарного круга и школы для обучения детей, ткацкого станка и фармакологии. Обожженного кирпича и стали, справочника и библиотеки. Ирригации и отгонного животноводства, судоходства и стекла. Алкогольных напитков, в числе которых - ячменное пиво и виноградное вино и - правовой системы. Десятичной системы счисления и понятия - налогов. А еще - кузнечных мехов, геометрии, часов, армии, печати, гигиены ...! Перечислять можно до - бесконечности. Проще представить себе общество, по уровню знаний мало уступающее нынешнему человечеству. Цивилизация, имевшая знания в областях высшей математики и астрономии, химии и медицины. Ботаники и зоологии, географии и геологии. Знавшая принцип «золотого сечения» и построения летательных аппаратов. Ведавшая о строении Солнечной системы, создавшая понятия, - искусство, философия, психология. Цивилизация экстрасенсов и магов, владевшая знаниями о существовании тонких материй. Ведавшая о значимости солнечной энергии для жизни на земле.... Цивилизация, чьей целью была - гармония в обществе и в мире. Цивилизация, утверждавшая, что все свои знания и умения получила от богов. Как оказались шумеры на территориях древнего Азербайджана...? По этому поводу можно строить различные предположения. Возможно, часть мигрантов осела в Передней Азии и в пределах Южного Кавказа...? В те далекие времена, примерно, в 3-2 тыс.дон.э. контакты с Шумеро-Аккадским государством у племен, населявших территории современного Азербайджана происходили. И не так уж и редко. А племенным союзом с территорий Аррана - гутеев (кутиев) и луллубеев Шумеро-Аккадское царство и вовсе было завоевано. На целых сто лет! Так что, - ничего невозможного! Тем более, что оставили шумеры на территориях Азербайджана материальные свидетельства своего пребывания. Оставили. И - немало! Настолько «немало», что.... не знаешь, что и думать. Антропологически шумеры представляли собой - малую расу большой арийской расы. Ученые причисли их к - кавкасионам. Одевались шумеры в меховые безрукавки поверх полотняной рубашки. Носили валянные шерстяные шапки или колпаки из меха козы или овцы. В прохладное время года носили шерстяные накидки. Женщины одевались так же, украшая себя огромным количеством бус из сердолика, лазурита, кости, пасты. Носили золотые украшения. Сурьмили глаза и брови, пользовались ароматическими маслами. На груди носили пектораль, на руках и ногах... - металлические обручи.... И мужчины и женщины от рождения и до смерти носили под одеждой на талии шнурок из нитей двух цветов, к которому относились как к святыне( уж очень напоминает зороастрийский пояс «кушти»). Известно, что шумеры были хорошо знакомы с технологией добычи нефти и умели ее использовать в различных целях. Горящей нефтью освещали жилища и храмы. Использовали ее в военных целях в виде горючих смесей. Знали о целебных свойствах нефти, смешивая ее с различными ингредиентами, изготавливали мази, которыми лечили кожные заболевания. Нефтью лечили больные суставы, а боли в желудке снимали пилюлями из нефтяной смолы. Пилюли шумерскими лекарями предписывалось жевать как жвачку. Использовали нефть и в строительстве. Добывали нефть шумеры... - карьерным способом из нефтеносных песков. Похоронную культуру даже и описывать не буду. Читать - выше, - похоронные традиции каспиев. Возможно, что это - всего лишь совпадения, которые никак нельзя приводить в качестве аргументов. Возможно. Но, вот, - как быть с -этим...? Остатки башенных, скорее всего, культовых строений на территориях Азербайджана, в архитектурном облике коих присутствует шумерское влияние. По мнению известного азербайджанского архитектора и историка архитектуры прошлого века - Д. Ахундова, оно просматривается и в облике древнейшего памятника азербайджанского зодчества - Гыз галасы (Девичья башня). И в архитектуре, а главное, в инженерно-строительном мышлении того, кто построил это восьмиэтажное чудо в доисторические времена, аналогов которому в мире - нет. Чудо, изначальное предназначение которого так до сих пор никем и не понято. Шумерское влияние очевидно и в архитектурном облике подводной крепости - «Саба-иль», расположенной неподалеку от Баку. Наследие каспиев - крепость выполнена в виде зиккурата. То есть, шумерского пирамидообразного ступенчатого храма. Как быть с топонимикой, оставшейся в употреблении на территориях Азербайджана до сих пор? Уж очень созвучной топонимике Шумеро-Аккадского царства? Как, например, весьма распространенное, часто встречающееся в различных областях Азербайджана название - «Киш». Абсолютно идентичное названию шумерского города-государства, посвященного шумерскому божеству - Кишару. Или - «Лагич» - название одного из районов Азербайджана, образованное от самоназвания древнейшего и самобытнейшего народа - лагич (lahij). И этот топоним созвучен названию одного из первых шумерских городов - государств - Лагаш. Названного так шумерами в честь Лахму и Лахаму - шумерских «божественных чудищ», олицетворявших в космогонии шумеров вселенскую темную материю. По одной из шумерских мифических версий («Энки и мировой порядок») - созданий бога Энки, сотворенных им в океане жизни - Ап-су. По - другой, более поздней космогонической версии («Энума-Элиш») - детей первозданной стихии жизни Ап-су и первородного хаоса - Тиамат. Тот самый Лагич - прославленный город искуснейших мастеров, где по преданиям была изготовлена и легендарная шапка Мономаха. Долгие века венчавшая августейшие головы русских царей. Кстати и название древнего каспийского племени - утиев(совр. удинов) подозрительно созвучно имени шумерского бога Солнца и огня - Уту. И подобных топонимических и этнонимических совпадений, наталкивающих на «шумерский след», на территории Азербайджана - огромное число. И более подробно о них будет изложено в книге. Как быть с культурными традициями и обычаями, схожими с - шумерскими, отразившимися в лексических формулах и выражениях? С устным народным творчеством, очень схожим с шумерскими сказаниями, легендами, сказками, баснями, поговорками...? С космогонической ритуалистикой и символикой, издревле бытовавших в ранних верованиях предков азербайджанцев? Начиная с - грудасто-бедрастых женских фигур, уж очень напоминающих шумерскую «праматерь» человечества - Дамгальнуну-Мами. На протяжении многих тысячелетий, чуть ли не со времен сотворения, бывших объектом поклонения у предков азербайджанцев. Изображений коей и в виде наскальных рисунков, и статуэток, и каменных идолов по территориям Азербайджана найдено в таком количестве, что создается впечатление, будто шумерское царство только и делало, что присылало сюда эти образцы. А шумерские боги в петроглифическом письме Гобустана? Но, о богах - в книге. А изображения двух переплетенных змей - символа шумерского бога Энки - создателя человека? По мнению современных шумерологов и... генетиков - обозначения ДНК человека - наполовину - земного, наполовину - небесного существа. А шумерский - крылатый диск? Ставший позднее главным символом арранского зороастризма. Правда, в зороастризм из древних культов он перейдет уже в слегка измененном виде, с прибавленным к нему изображением лика бога - Ахура Мазды. А еще - изображения заветного шумерского Древа Жизни, Солнца, Луны, огромного числа свастических знаков, различных звезд, шумерского цветка - шестилистника - знака богов. И все эти символы долгие тысячелетия служили священной символикой народам Азербайджана. А язык древних каспиев, удивительно схожий с - шумерским...? Так и оставшийся в языке тюркоязычных азербайджанцев не в турецкой фонетике, а в своей собственной - аррано-азербайджанской. В последнее время многие народы вписывают шумеров в свой этногенез. Одни считают их индоевропейцами, другие причисляют к эламитам(семито-хамитам), третьи - к тюркам (автор не идентифицирует тюрков от арийцев, считая, что оба эти народа относятся к единой иафетической группе, более подробно излагая свой взгляд на эту проблему в книге). Кем же были шумеры? Еще в 1853 году отец ассириологии - сэр Генри Раулинсон обозначил язык шумеров как - «скифский или тюркский». Анализ древних шумерских клинописных текстов на глиняных таблетках, найденных на территории Ирака (Месопотамия) и датированных последней третью III тыс. до н.э. показал, что корни многих шумерских слов действительно имеют сходство с - тюркскими. И таких совпадений - более четырех сотен в небольшом тексте. Как, например, - «нафта»(нефть) идентично шумеро-аккадскому - «напата». Шумерское - «ада» - отец в тюркских - звучит как -«ада»- «ата». Шумерское - «ама» - мать в тюркских языках -«ама»-«аба»- «апа» - «ана» - с тем же значением. Хоть в азербайджанском языке слово - «ана» скорее всего, образовано от имени богини любви, плодородия и...распрей - Ана-нны, которой здесь поклонялись с глубокой древности, почитая ее госпожой и матерью арранского народа. Ана-нны, уж очень напоминающей грозную шумерскую богиню плотской любви, плодородия и войны - Ина-нну. Интересно еще одно слово, существующее во всех тюркских языках - шумерское -« дин-гир» (букв. - спустившиеся с небес). В тюркских языках это слово со значением - «Бог», звучит точно так же, - «дингир». А еще - «джингир», «тенгир», «тегри» - «дангир». А производное - «дин» - в современном азербайджанском языке означает - вера. Шумерское - «кир»- грязь в тюркских языках - «кир» - грязь, глина. Шумерское -«ер», «ар»- земля - в тюркских - «ер», «ар», с тем же значением. Шумерское - «ур», «кур»(акк) - страна, гора, храм - в тюркских языках в лексеме - «курмак», «гурмаг» имеет значение - строить. «Ту» - родить идентично тюркским - «туу» -«тугу» -«туву» - с тем же смысловым значением. «Уд» - огонь - слово, образованное от имени шумерского бога огня и Солнца - Уту, идентично тюркским - «удун»-«отун»-«одун». А «гулше» - радостно, весело - у тюркоязычных идентифицируется с - «гульмак», «гюльмяк», что означает - смеяться. Ну, а имя героя шумерского эпоса - Бильгамыса (в семито-аккадском произнесении - «Гильгамеш») с корнем - «бильга», означающем - «предок», в тюркских языках имеет более пространный смысл. «Бильга» - мудрый, знающий. А производное от него - «билик» у тюркоязычных народов означает - знание, мудрость и даже - наука. Есть в шумерских хрониках кое-что еще.... Многочисленные упоминания и в эпических произведениях, и в хозяйственных отчетах, а еще раньше - в шумерских мифах, о некоей стране, о которой шумерские авторы пишут с явной ностальгией. Пишут о ней и как о стране гораздо более древней, чем Шумерское царство. Страна - Арата. Жителей которой в одном из эпических текстов шумерский бог Нинурта называет - «детьми Ана». Ан - древнейший небесный шумерский бог - родитель и начальник младших богов. Выходит, в Арате проживали шумерские боги ... ? Согласно более ранним шумерским текстам, Арата располагалась на том самом месте, где «спустившиеся с небес» образовали свое первое поселение, которое ими было названо, - «Э.Р.И.Д.У». Что на языке «спустившихся с небес» означало - «земля вдали от дома» или - «чужбина». Позже это название отразится во всех языках мира, в том или ином произнесении в значении - «земля». Вот такой парадокс. Упоминаний в шумерских текстах об Арате достаточно много. Есть даже - с подробным перечислением топонимов некоторых из местностей загадочной Араты. «Уш-кайа» - совр. - Уч-гайа - Три скалы, «Уиш-диш» - Беш-диш - Пять зубцов. «Ган-тау» - Ган -даг - Кровавая гора. «Гизил-буда» - Гызылбунда - Красное(золотое) место, «Иш-тат-ти» - «горячая земля жизни». В эпических текстах о Гильгамеше, повествующих о походах по морю к горам Араты шумерских богов - Энмеркара, Лугальбанда и на - треть бога - Гильгамеша, Арата упоминается, как священная страна бога Огня, откуда шумеры привозили в «глиняное» Междуречье белый камень-известняк для строительства храма, посвященного богине любви - Ина-нне. Привозили из Араты и медь, и железо, и драгоценные металлы. Привозили и полудрагоценный синий лазурит - камень, которым шумеры украшали храмы. Есть и еще кое-что в шумерском эпосе. В - «Энмеркар и владыка Араты» боги Энмеркар и Энсухкешдан спорят, - где должна проживать богиня любви - Ина-нна, - в Уре, на юге Междуречья или в Арате - стране гор на огненном побережье огненного моря? Ина-нна издавна живет в Арате. Но, боги спорят .... Датский шумеролог А. Вестенхольц истолковывал значение - «шумер», как искаженное словосочетание - «ки-эме-гир», что означает - «земля благородного языка». Благородным языком во все времена называли язык благородных ариев - потомков Иафета - сына Ноя. С незапамятных времен проживавших на территориях Южного и Северного Азербайджана, которые с тех же, - «незапамятных времен» именовались не иначе, как - Арран. Так что же это за - Арата... такая...?
«Черноголовые».... Знавшие о бесконечности вселенной и, - страшно подумать, - теорию «большого взрыва» и «теорию хаоса»! Ведавшие о существовании некоего Абсолюта, стоящего надо всем. Об акте сотворения раба божьего - человека из глины Ап-су, замешанной на божественной крови. Земной яйцеклетки и божественного семени. О создании из ребра его - женщины. О рае и аде, о грехопадении человека, по недоброму наущению, вкусившего от запретного древа Познания. Но, не сумевшего - от заветного древа Вечной Жизни. Так и оставшегося для древнего народа - нереализованной мечтой, вечным стремлением и объектом поклонения. Об изгнании человека из благостной прародины за ослушание. О всемирном потопе и спасшемся праведнике. И многие из сакральных откровений «черноголовых» позже войдут в анналы великих религий, иногда пересказанные буквально, иногда - в том или ином преображении. Возможно даже, пересказанные самим Авраамом - родоначальником единобожия. Выходцем из шумерского города - Ур. Цивилизация, создавшая первые города и первые храмы. Литературу, отражающую страдания человека в суровом мире и его надежды на чудо. Оставившая знания и умения грядущему человечеству, чтобы на долгие тысячелетия уйти в забвение. А многие из оставленных знаний забудутся, чтобы позже тяжким трудом быть добытыми заново повзрослевшим и поумневшим человечеством. Через - тысячелетия.... Цивилизация, оставившая огромное число вопросов. И один из них, - Кто? Почему? Где? Когда? - назвал народ, проживший более пяти тысячелетий среди темнокожих и темноволосых семитов-аккадцев, - «черноголовыми»...? Уж не светловолосые ли арии, с которыми «черноголовые» прожили бок-о бок в добрососедстве не одно тысячелетие? Арии из «огненной» страны скал и бушующего моря. Страны под названием - Аррата.... Албаны
Разноязыкие полчища арийских племен(26 племен), которых позже назовут - албанами, влекомые каспийскими огнями, пришли на эту землю в бронзовом веке. Оставив позади себя внезапно остывшую, покрывшуюся льдами северную страну, на огненной земле они обретали родину - теплую и благополучную. Родину, которая издревле звалась - Арран, что означает - «страна благородных». Упоминаний об Албании и албанах (албанами их нарекут греки) очень много. Есть они в египетской Книге Мертвых (2- 3 тыс.до н.э.), есть - в Библии. Упоминали о них и многие античные и средневековые историографы,- Агафий, Феофан, Феофилакт, Симокатт, Балазури, Ибн Хаукал, Захарий Ритор, Ибн аль-Факих, Ибн Руста, Ибн Масуди, Мукаддаси и.т.д. и.т.п. Античный историограф - Страбон в своей «Географии»( 11.4) пишет,- «Албаны больше привержены к скотоводству, однако они не дики и не грубы. Люди там светлы ликом волосами и глазами (согласно антропологическому исследованию черепов из древнеалбанских захоронений, строение черепа древних албан - узколицее и продолговатое, относится к европеоидному типу (прим.авт.). Отличаются красотой и высоким ростом. Простодушны и не мелочны. Старость у албан в почёте, почитают не только родителей, но и прочих старых людей. Заботы об умерших и даже воспоминания о них считают нечестием. Вместе с ними погребают и всё их имущество, и потому часто живут в бедности лишённые родительского достояния. К вопросам войны, государственного устройства относятся беззаботно. Однако, сражаются как в пешем строю, так и верхом в полном тяжёлом вооружении и на колесницах. Войско они выставляют большее, чем иберы. Вооружают 60 тысяч пехотинцев и 22 тысячи всадников. С многочисленным войском выступили против Помпея. Вооружены дротиками и луками, носят панцири и большие продолговатые щиты, шлемы из шкур зверей подобно иберийцам. Языков у них 26, сколько и племен. Священник у них самый почитаемый после царя, стоит во главе большой области, распоряжается рабами храма....» Другой античный автор - Арриан, описывая события связанные с военными походами Александра Македонского( 331г. до н.э), упоминая об албанах, принявших участие в сражении при Гавгамелах на стороне персов в войске Атропата - персидского, сатрапа Мидии - царя Дария II, пишет о применении албанами в бою горящей нефти. Есть упоминания об албанах и в связи с военными предприятиями Помпея(66г.дон.э.).
В Библии же об Албании и албанах упоминается в связи с именем святого Варфоломея - одного из 12 апостолов Иисуса. В начале I-го века н.э., по пути из Индии посетившем эту страну. Принеся в зороастрийскую Албанию христианское учение, Варфоломей нашел здесь свою гибель. Его казнил зороастрийский мобедан, примерно в 58 году н.э, предположительно в Баку и предположительно, на ступенях храма Ахура Мазды (Гыз галасы). «...Идольские жрецы вознегодовали на святого апостола, печалясь о том, что боги их уничтожались, а идолослужению приходил конец ...»(житие св.Варф.). На месте казни св. Варфоломея, рядом с Гыз галасы, на фундаменте зороастрийского капища - Арта, сразу с принятием большей части Албании христианства была воздвигнута часовня в память о нем, которая простояла там вплоть до 30-х годов минувшего столетия. И была разрушена, наряду с некоторыми другими храмами - мусульманскими и христианскими - в целях антирелигиозной пропаганды. Впрочем, христианской церковью Азербайджана это событие отмечается ежегодно. Ежегодно на месте гибели св. Варфоломея священнослужителями проводятся службы, возлагаются цветы. Еще одно упоминание об Албании в Библии связано с именем христианского святого - Елиссея - ученика, распятого армянским царем - Санатруком - Фаддея. Елиссея - «рукоположенного» братом Иисуса - Иаковом на миссионерскую деятельность. Из рук коего, поначалу небольшая, а впоследствии - умножившаяся часть албанских племен приняла христианство. И албанская церковь, в основе своей, имея «апостольское» происхождение, явилась не только первой христианской церковью на Кавказе, но, пожалуй, что и одной из первых церквей в христианском мире. Что следует и из трудов христианского святителя - Димитрия Ростовского - составителя «Четьих-Миней», где он в подробностях описывает процесс христианизации Албании, называя имена и первых новообращенных. И первое из них - имя вождя одного из албанских племен - Полимия, принявшего христианство со всей своей семьей и слугами. Имя Полимия вошло в святцы. Позже, словами Димитрия, - «Ибо до десяти городов и больше приняли тогда по примеру царя святое крещение». «Праматерью всех церквей» в христианском мире почитается церковь, возведенная в I веке н.э. в селении(тогда - городище) Киш на территории современного Шекинского района Азербайджана. Освященная апостолом Елиссеем, бывшим и первым ее проповедником, церковь стоит и поныне. Сведения о крещении Елисеем Албании содержатся и у албанских церковных историографов - у Мхитара Гоша и Киракоса Гандзакского. Изначально, албанская церковь во главе с каталикосом - албанским, из рук коего крестились другие государства Передней Азии, и в их числе - Армения, подчинялась Риму. Значительно позже - Византии. Одним из выдающихся деятелей на этом духовном поприще был албанский каталикос - св. Грегорий. К началу II в.н.э албанским архиепископом - «блаженным» Иеремией тексты священной Библии были переведены на албанский язык. В VIII веке, в связи с захватом территорий Аррана арабскими завоевателями и распространением на этих территориях новой государственной религии - Ислама, духовный центр апостольской албанской церкви, по указанию арабов, переместился на территорию Армении. Древняя христианская церковь, не без гордости называющая себя «апостольской», и сегодня духовно работает на территориях Азербайджана, бережно храня историю своего возникновения. В преимуществе своем, являясь - православной. Есть и католические храмы, хоть по отношению к православию, последователей католицизма на территории Азербайджана - немного. Но, вернемся к албанам. Страбон, с присущей ему склонностью к эмоциональному изложению истории и к - неточностям, скорее всего, несколько преувеличивает примитивность и беззаботность албан. Албаны были великими воинами и имели достаточно раннюю и сильную государственность, формирование которой, по свидетельству многих греко-римских историографов, завершилось к I веку до н.э. К этому времени римляне застали здесь уже прочно установившееся царское династическое правление. На севере границы Кавказской Албании простирались до главного Кавказского хребта (включая южные районы Дагестана), на востоке - до Каспийского моря. На западе - до долины реки Иори, на юге включали в себя долины реки - Араз, Мильскую и Муганскую степи. В многочисленных исторических источниках сохранились и имена албанских царей, первого из которых звали - Арий. Лик Ария вычеканен на албанской монете, относящейся к концу III - началу II тыс . до н. э. Помимо царского правления, в системе управления албан существовал и совет вождей племен из числа представителей албанской аристократии и наиболее отличившихся в военных предприятиях албанских воинов. Царь представлял законодательный и возглавлял совещательный органы светской и духовной власти, стоял над всеми войсками в государстве. В древней Албании существовала и правовая система с законодательством, регулировавшим в основном, сословные отношения. Благодаря сильному войску и мудрой внешней политике, Албании на протяжении долгих времен удавалось сохранять суверенитет. И даже Римская империя, неоднократно посягавшая на независимость Албании, в конечном итоге вынуждена была признать ее силу и мощь. Что было засвидетельствовано в документе, составленном в результате переговоров албанских послов с римским императором - Октавианом - Августом. Завоевательной политики Албания не вела.
Что же до верований албан до принятия христианства и позже - Ислама...? Поначалу, последователи древних антропоморфных культов, в которых существенную роль играл культ бога Огня, албаны становятся носителями первой в истории человечества, прамонотеистической религии откровения - зороастризма. По некоторым версиям, великий религиозный реформатор и пророк - Заратуштра или в - албано-азербайджанском произнесении - Зардушт происходил из среды албан. Хоть мне и думается, что, согласно авестийским текстам, он родился в семье посвященных жрецов - мугов. Мугами же были древние каспии. Множественные археологические открытия свидетельствуют о развитых культуре и искусствах этого народа. А еще о наличии у албан ранней письменности, основанной на собственном албанском алфавите, состоящем из 52 букв. Каменные архитектурные сооружения албан, некоторые из которых стоят и поныне, поражая своей мощью и великолепием, свидетельствуют о развитой культуре зодчества и градостроения у древних албан. Одной из столиц Кавказской Албании была легендарная - Кабала, впоследствии разрушенная во время вторжения войск Сефевидов. Руины Кабалы, как и недавно возвращенное древнее название города, существуют и поныне в - Габалинском районе Азербайджана. Второй столицей - город Гандзака (совр.Гянджа).
История сохранила нам названия племен Кавказской Албании. А всего их было - 26. Вместе с каспиями - 27. Во главе племенного объединения стояло племя албан. Далее, - асы, каспы, утии, геллы, леги, сильвы, лпины, гаргары, йикийцы, цавдейцы, гардманцы, дидуры, согды, таваспары, хечматаки, ижмахи, гаты, глуары, шичбы, баласичи, егерсваны, саки, и несколько других племен, названия которых сегодня утрачены. К общему числу албанских племен иногда прибавляют и племя амазонок, проживавших в горах Гардмана(Гирдыман). Хоть эти данные еще недостаточно изучены.
В результате нашествия арабских завоевателей в VII в н.э., Албания была объединена арабами с другим арранским государством - Мад-Атурпаткан (Мидия-Атропатена греч. произн.) в единое государство под общим названием - Атурпаткан. В произнесении арабов звучащем как - Адорбадаган. Адорбадаган стал одним из вилайатов Арабского халифата - Арранским вилайатом. И впоследствии был отдан арабами под протекторат персов. Арабы принесли на земли Албании Ислам. Надо сказать, что ни иудеи, ни христиане многоконфессиональной Албании арабами гонениям не подвергались. Гонения были - на зороастризм. Разрушались зороастрийские храмы, жертвенники, проводилось насильственное обращение зороастрийцев в Ислам. Тогда же были уничтожены и тексты священной для зороастрийцев книги откровения - «Авесты». Многие сегодня задаются вопросом, - как случилось, что мы - потомки светловолосых и голубоглазых ариев - «потемнели»? Дело в том, что процесс этот происходил в два этапа. Поначалу, «белокурость» наших предков слегка пострадала в смешении с племенами парсов, пришедших на территории Аррана с территорий древнего семито-хамитского - Элама. Кочевые племена парсов, поселившись у границ Аррана, спустя время создадут на территориях Южного Аррана - Персидское царство. А точнее, легендарный Кир II - внук царя арранской Мидии - Астиага, объединив племена парсов и, опираясь на их поддержку, свергнет своего великодержавного деда и водрузится на мидийском троне. А свое государство, с присоединенными к нему приграничными территориями, населенными кочевниками- парсами, по политическим мотивам назовет - Парсией. Позже создав под этим названием и великую Персидскую империю. Второе, более существенное «подкрашивание» голубоглазых арранцев произошло в период владычества Арабского халифата. Политическими мерами арабского халифата по укреплению своего владычества на завоеванных территориях было - создание собственных колоний на территориях Аррана. И халифат заселял эти территории арабским населением, отдавая им лучшие земельные наделы за счет ущемления прав коренного арранского населения. Впоследствии, колонисты ассимилировали в среде арранского населения, оставшись на этих землях и после распада арабского халифата. Вот так, в многовековом смешении с темнокожими и черноволосыми парсами, а позже - с арабами и утратили наши предки свой светлый окрас. Хоть в высокогорных районах Азербайджана изредка еще встречаются голубоглазые, светлокожие и светловолосые экземпляры представителей арийской расы. В 725-726 гг. на территориях Аррана халифами была проведена поголовная перепись населения и скота. И народ обложили таким бременем двойных, а иногда и тройных налогов, что подобная налоговая политика халифата довела население Аррана до крайней нищеты и отчаяния. Кроме прочих налогов был введен и налог на - вероисповедание. Приверженцы зороастризма платили больше и христиан, и иудеев. Но даже к тем из арранцев, кто все же принимал Ислам, арабы относились с недоверием. Тогда и появилась кажущаяся сегодня странной, арабская поговорка, - «Гей гез мусалманнан - горх!» (бойся мусульманина с голубыми глазами). И всех новообращенных арранцев арабы долго еще будут называть не иначе, как - «гылынч мусалман» (мусульманин через меч). И Албаны вместе со всеми арранцами оказывали сопротивление арабам на протяжении двух десятков лет. Двадцать лет открытого противостояния арабам и целый век - плохо скрываемой непокорности. Те времена оставили и имена героев, защищавших свою землю от арабских завоевателей. Одним из первых многотысячному арабскому войску противостоял прославленный албанский полководец - Джеваншир. Но, наиболее ярким из всех имен, буквально, приводившим в трепет и ужас державу халифов, было имя народного героя, - Гасана. Которого зороастрийские жрецы, а вслед за ними и весь арранский народ, нарекли священным для зороастрийцев именем - «Па-пак»( в совр. произн. - Ба-бек). Будучи совсем юным, Бабек принял религию арабов, а вместе с ней и арабское имя - Гасан, под которым он и вошел в историю. Взрослея, при виде бесчинств арабов на арранской земле и страданий народа, он отрекся от новой религии и вернулся в лоно зороастризма, став во главе народного движения зороастрийцев - «хурра-митов» (огненно-знаменных). На протяжении двадцати лет собирая под красными арийскими стягами народные полки. В 837 году в результате предательства парсидских феодалов, Бабек был схвачен арабами и казнен. Народное сопротивление было буквально, потоплено в крови. И именно с тех пор на вопрос, - какой ты нации? - азербайджанец, вот уже четырнадцать веков отвечает - «мян - мусалманам» (я -мусульманин). Некоторая часть албанских племен поднялась в горы. Большая - осталась и приняла Ислам. Двадцатилетняя война с последующим вековым сопротивлением народов Аррана арабской экспансии ослабили Арабский халифат. И к концу IX - началу X века земли средневекового Азербайджана были освобождены от арабских завоевателей. Потомки древних албан живут на территориях Северного Аррана, то есть,- современного Азербайджана и сегодня, представляя собой основную группу населения. Время от времени, спрашивая друг у друга,- «Харалысан?»(откуда ты?) То есть, - из какого ты племени? Ариец, парс или - араб? Совершенно не осознавая истинной подоплеки этого, всплывшего из глубокой древности вопроса. Духовным центром зороастрийской Албании был город - Баг-ван - Барука - Баде - Кубе,.... - Баку. Хун -зер - Албана- Ал-Бахус - Бхага -Бахау - Барука-Багван- Багуан- Атеши-Багуан - Багу- Баде-Кубе... - Баку.
И пришли на город полчища. И посеяли нечестие. И погасли в разрушенных храмах огни, и поселился в них опустошающий ветер. И город Бога стал городом ветра. И зовется он - Баде-Кубе (легенда).
Каких только названий не пережил Баку! И в каждом из них отразилась его историческая судьба. И почти в каждом - божественное предназначение. Хун-зер... - город каспиев. Согласно древней примитивной легенде, записанной поляком - Айжековичем в XVIII веке, город получил это название по имени первого поселенца, основавшего его. Приплывшего на огненный берег на большом судне, согласно легенде, с женой. Которая, заявив, что она - богиня, велела построить себе башню и поклоняться ей. Впрочем, слово - «жена» в древние времена могло иметь и смысл - женщина. Башню Хунзар построил, куда богиня и удалилась. А Хунзар служил ей. И башню и город впоследствии назвали - «Хунзар». Кстати, если обратиться к - тюркскому, то переводится это название, как - «Солнцесияющий». Название - «Албана» город получил позже, с приходом с гиперборейских и арктических просторов ариев-албан. По названию одного из арийских племен, позже вставшего во главе племенного объединения - Кавказской Албании. Античные греки, пришедшие на эти земли, назвали Албану - «Ал-Бахус», приписывая городу покровительство своего бог виноделия - Бахуса. Заратуштра, возвратившийся из долгих странствий, вместе с Авестой принесет на землю древней Албании санскрит - язык индов, принявших его учение в числе - первых. А с ним и новое название городу, - «Бхага», что на санскрите означает - Бог. Племена парсов, принявшие арийскую религию, стали называть город, в соответствии с персидской фонетикой, - «Бахау», с тем же значением. Именно под этим названием и будет упомянут Баку в древнейших манускриптах египетской книги мертвых. В произнесении же самих албан название города звучало как - «Баг-Ван» - город Бога или позже - «Багуан» - Божественный. А еще чуть позже к названию Багуан прибавится - каспийско-тюркское - «Атеши», что означает - «огненный». И Багуан некоторое время станет называться - «Атеши-Багуан». Вообще, подобное смешение - северно-арийского с каспийско-тюркским языками в те времена было довольно распространенным явлением на территориях Аррана. Да и не только - Аррана, но и на многих территориях Евразии. С принятием части албан христианства, город получит этноним - «Барука», под которым он и будет упомянут в Библии. Впрочем, зороастрийская часть албан продолжала называть его - Багуаном или сокращенно - «Багу». С приходом арабов и распространением Ислама, персидский правитель, наместник Арабского халифата переименовывает город в - «Баде-Кубе», что с персидского переводится как - «город, где ударяют ветры». Подобное изменение названия разрушенного духовного центра зороастризма носило политический и религиозный характер. И город Бога становится - городом - ветра. Позже, по свидетельствам - Масуди и Аль- Мукаддаси, в X- XI веке персидское - Баде- Кубе становится - Баку. Помимо того, в некоторых арабских источниках город упоминается как - «Ба -кух», «Бакуйа», «Бакуйе», в европейских - «Баки», «Бакхи». В русских источниках - «Бака» и даже - «Бука».
Атеши Багуан - город огненного Бога. Духовный центр Кавказской Албании. Место поклонения правоверных зороастрийцев. Возможно, положением духовного центра город был обязан своему месторасположению? Возвышенность, обдуваемая ветрами, омываемая с трех сторон морем. Cамовозгорающийся огонь в местах выхода на поверхность природного газа и нефти. Место, где на разломе земной коры соединились четыре сакральные стихии зороастризма - огонь, вода, земля, ветер(воздух). А особенная энергетика огромной геопатогенной зоны придавала этой зоне духовную притягательность, сделав это место «священной землей»? Возможно, все было наоборот. Город был настоящим городом - храмом, изначально, возникший как комплекс культовых сооружений каспиев, посвященных древним каспийским божествам. На стенах Гобустана запечатлены эти сооружения (рис. прилаг), упоминали о них и многие античные авторы. К сожалению, не все из этих сооружений дожили до наших времен. Очевидно, и их постигла участь большинства храмовых доисламских сооружений, которые во времена нашествия арабов и позже - войск персидских правителей были просто сравнены с землей. Неподалеку от храмов располагалось небольшое поселение служителей древнего культа - жрецов - мугов. К слову, и название, и происхождение традиционного древнего музыкального искусства азербайджанского народа, искусства - мугама этимологически связано с хранителями древних магических знаний - жрецами - мугами. Со временем Багуан становится духовным центром зороастрийцев - албан. Город, к которому в те далекие времена устремлялись паломники со всех частей света, чтобы поклониться священным огням, олицетворявшим в сознании последователей древних забытых религий - воплощение верховного светозарного божества. Которому они все, без исключения, тогда поклонялись. Атеши Багуан - с пятью храмами - «беш гюлля». С центральным местом поклонения - восьмиэтажным семиалтарным башенным храмом «златоликого» Ахура Мазды - главного божества в культовой иерархии зороастризма. И шести -«Амеша Спента» - бессмертных святых праведников(число алтарей - соответстветств.) . И четырех храмов вокруг него - башенного храма Зуммуриады - Ванант Вега - богини зеленой звезды Веги( 5-4тыс до нэ), храма - Апам Напата (III-II тыс. до н.э) - богини нефти в воде. Храма Арта Вахишта(3-2 тыс до нэ) - сына Ахура Мазды - бога горящего воздуха. И храма - Вогу Мана - благой мысли. Древние поговаривали, что и прах самого основателя учения - Заратуштры покоится в усыпальнице под восьмиэтажным семиалтарным храмом, известным сегодня, как - Гыз галасы (Девичья башня) За крепостными воротами древнего городища располагались - культовая крепость - Саг -ба-гиль с трехступенчатым зиккуратом в центре и вторая бакинская крепость - Гайтара, очевидно, возникшая, на месте поселения жрецов - мугов. В городе - святыне зороастрийцев Багуане короновались иранские шахиншахи на трон. Короновался здесь и Ардашир I (224-239гг.) из династии Сасанидов, ежегодно совершавший пешие паломничества к этим святым местам. О чем есть письменные свидетельства. Город пережил и славу, и расцвет, и разрушения, и горечь порабощения его славных сынов - воинов бога Солнца и Добра - Ахура Мазды и послушников Зардушта. И каждый раз священный город возрождался. Историческая его часть существует и сегодня внутри крепостных стен - «Ичери шахар». И даже находится под охраной Юнеско.... Но, в последнее время все больше и больше утрачивает свои древние черты.... Пряча свои сокровенные тайны под бездарными постройками новой бакинской «архитектуры». Примечания: 1.Мугам - муз. искусство, изначально возникшее как каспийское культовое храмовое магическое искусство импровизации на ладовой основе. 2.Сабаиль - подводная крепость, иногда называемая «Каспийской Атлантидой», примерно, около восьмисот лет назад, скорее всего в результате землетрясения оказавшаяся под водой. Сегодня, когда море отступило, стали видны зубцы башен и верхняя часть крепостных стен. 3.С принятием Ислама храм Зумруд был частично разрушен, и на его основании была построена мусульманская - «Джума - мечеть», которая существует и поныне.
|