На ГлавуюНапишите
Султанов Олег
Главная Биография Публикации Контакты Фотоархив  
 
Экономика
Политика
Силовые стрктуры
Жизнь общества
  Публикации>>Жизнь общества >> Фальсификация в белом халате
...................................................................................................................................

Московская правда, 02.11.2006г.

Здоровье нации

Фальсификация в белом халате

Глава Минздравсоцразвития М. Зурабов «обнадежил» россиян заверением, что в ближайшие три года его ведомство «победит в стране сверхсмертность»

28 октября эти бодрые слова министра услышали по телевидению десятки миллионов жителей России. Сразу же после телепередачи «Национальный интерес», в которой участвовал главный «медик» РФ, мне, журналисту, стали звонить знакомые врачи, сотрудники частных и государственных медучреждений, а по электронной почте за неполных два часа поступило 132 письма от возмущенных читателей.

На основе информации, предоставленной ими, мнений многих людей в белых халатах был подготовлен сегодняшний материал. Возьму на себя смелость от имени редакции «Московской правды» просить руководство Минздравсоцразвития опровергнуть данную публикацию. Невыполнение этой просьбы газета расценит в качестве искреннего пожатия министром М. Зурабовым руки журналиста – за объективное освещение проблем, скрытых от Михаила Юрьевича некоторыми его несознательными подчиненными.

 Поверим министру в том, что к концу 2009 года в России будет побеждена сверхсмертность. Она, по словам М. Зурабова, в нынешнем году, впервые за последние годы, начала снижаться. Михаил Юрьевич с гордостью отмечает, что «это только первые шаги, мы только начали заниматься первичным звеном…».

Михаил Зурабов

Какие же длинные шаги делает руководитель Минздравсоцразвития! Более двух лет он возглавляет министерство, а сделаны лишь первые шаги и только начата работа с первичными звеньями. Чем же два года занималось ведомство? Одоление сверхсмертности в 2009 году придется аккурат на возможный шестилетний юбилей правления М. Зурабова в главном медучреждении России. Даже Великая Отечественная война длилась дольше; зато, правда, свернули шею такому монстру как фашизм. А тут за более чем две тысячи дней обещают всего лишь превратить «сверхсмертность» в обыкновенную, простите, смертность. А я вот думаю, что если бы своим генералам Адольф Гитлер положил бы такую же зарплату как Владимир Путин членам своего кабинета министров, то, вполне вероятно, что к 20 апреля 1942 года над Кремлем развевался бы стяг (господи, прости!) с проклятой свастикой…

Впрочем, отбросим эти ужасные предположения и вернемся к нашей не военной, а мирной смертности. Полагаю, что огромный вклад в ее развитие вносят поддельные лекарства, применяя которых россияне не по своей вине ухудшают статистику Минздравсоцразвития. Когда господина М. Зурабова попросили высказать его личное просвещенное мнение по этой социальной статистике, министр «успокоил» телезрителей: «Фальшивые лекарства – не только российская проблема!», и сразу же кивнул в сторону США, где, по словам Михаила Юрьевича, борются с медицинским контрафактом более 30 лет. Но все равно в Штатах количество поддельных лекарств на рынке не снижается ниже 5%. Ведущий передачи предположил, что министр как бы оправдывает наличие в России фармацевтических подделок, на что М. Зурабов уверенно парировал: «Я не оправдываю поддельные лекарства, я в данном случае говорю о том, что за каждым действием присутствует определенная, и даже – предопределяющая все, экономическая мотивация…».

«Глубинный философский» смысл этой фразы, наверняка, раскрывает жителям страны все аспекты бытия в сегодняшней России, ибо, никто не сомневается в том, что и развал медицины, и фальшивые лекарственные препараты, и коррупция были невозможны, если бы конкретные мошенники, участвующие в таких безобразиях, не исходили бы из личной экономической мотивации. Напомню, - 15 лет уже исходят.

Но министр спокоен; он утверждает, что удельный вес фальсификата, способного нанести вред здоровью граждан РФ, предельно мал, по стране, мол, гуляет не более 9% фальшивок. И, по мнению господина Зурабова, это – проблема, в первую очередь, производителей лекарств, «которые заинтересованы в защите их интеллектуальной собственности…».

То есть хозяйство Михаила Юрьевича как бы и не причем: вы - изготовители лекарств, - вы и думайте о том, как обезопасить свой бизнес от контрафакта!

…Перебираю тексты, поступившие по электронной и обычной почте, и становится не по себе от пышущих «яростной любовью» к Минздравсоцразвития строк. Москвич Владимир Сергеевич Калачев, проживающий на Ленинском проспекте, приводит факты, которые, по его мнению, свидетельствуют о полной профессиональной непригодности нынешнего руководителя нашего главного медицинского ведомства. Врач с Дальнего Востока, представившийся Леонидом, медсестра Алина из Северной Осетии, педиатр из Калининграда Алексей, барнаульский эндокринолог Татьяна, десятки других работников российской медицины просили меня довести до общественности и самого министра – оптимиста реальное, катастрофическое положение дел в этой важнейшей для народа отрасли. При этом, медики ссылаются не на собственные эмоции, а на официальные документы, такие, например, как акты целевых проверок со стороны Счетной палаты РФ. За время работы М. Зурабова министром здравоохранения и социального развития Росс ии аудиторы Счетной палаты, после неоднократных проверок этого медицинского ведомства, приходили к неутешительным выводам, которые частенько направляли в Генпрокуратуру страны. Но «апофеоз» всех таких правоохранительных действий власти, как правило, приходился на телепередачи, участвуя в которых глава Минздравсоцразвития бодро рапортовал народу и президенту о том, что здоровье нации улучшается ото дня в день, а темпам социального развития России может позавидовать любая современная демократия.

Не будем спорить с членом политической команды президента, а просто дадим возможность высказаться тем россиянам, которые почему-то оценивают титанические усилия М. Зурабова по улучшению здоровья российской нации совсем не так, как уважаемый Владимир Владимирович Путин. Будем, повторю, благодарны Михаилу Юрьевичу, если он обстоятельно опровергнет мнения (возможно, - ошибочные) некоторых читателей «Московской правды».

ДМИТРИЙ В, город Тула:

- В Минздравсоцразвития процветает коррупция. Буду рад, если господин Зурабов сможет объяснить, почему не так давно победителем тендера на поставку генноинженерных инсулинов стала ливанская организация «Итако Интернасьональ»; ведь ливанцы не представили на конкурс никаких документов, подтверждающих статус этой фирмы, основное место ее деятельности, данные о регистрации как юридического лица. Ничего не было известно и о финансовом состоянии этой «секретной» организации. Отчего такая честь?

Почему централизованные закупки генноинженерных инсулинов Росздрав производил без учета расчетной потребности в них регионов РФ?

Непонятно, каким образом размещение заказа на поставку лекарств для льготников за счет средств федерального бюджета (2005 год) произошло среди фармацевтических фирм без проведения конкурса.

Министр Зурабов в телепередаче много и красиво говорил о строительстве медицинских центров, которые, по его словам, станут чуть ли не панацеей от всех бед болеющих россиян. А я полагаю, что возведение таких центров является созданием очередной кормушки для нечистых на руку «бизнесменов» от медицины. Приведу пример по строительству крупного многопрофильного медцентра федерального значения на сотни коек в городе Беслане. Так вот, правительство страны в ноябре 2004 года выделило на его возведение 0,6 млрд. рублей, а Минздравсоцразвития лишь в июне 2005 года утвердил проект этого центра, по которому сметная стоимость возросла почти в три раза. Фактически министерство Зурабова приступило к строительству центра без всякого технико – экономического обоснования и при отсутствии проектно – сметной документации. То есть без учета реальных затрат. А там, где нет учета, есть воровство и коррупция.

ГАЛИНА Д, город Москва:

- Я работала в одном из государственных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития. Ушла, так как боюсь попасть за решетку; да и, честно говоря, противно и стыдно обманывать простой народ.

Говоря о своих «реформах» в отрасли, М. Зурабов прав по двум позициям. Во-первых, некоторым людям в белых халатах на самом деле добавили деньжат. Во-вторых, закуплено оборудование, которого в советской и российской медицине никогда не было. Но и здесь есть нюансы. Денег-то добавил не Зурабов, а реализация национального проекта «Здоровье». А вот по новому оборудованию – особый разговор; хотелось бы, чтобы в нем принял участие и Михаил Юрьевич…

Однако начну с другого. От широкой общественности страны сейчас усиленно скрывается, что в подразделениях министерства работает большая группа следователей Генеральной прокуратуры РФ. Они пришли в сентябре нынешнего года, имея на руках результаты проверки Росздрава со стороны Счетной палаты России. Этих немногословных юристов, прежде всего, интересовала работа Росздрава над реализацией национального проекта «Здоровье». Поначалу в группу вошли 22 следователя, которые должны были осуществить проверку за три недели. Позже ее срок был увеличен до 1 ноября, а состав группы был увеличен до 49 человек. Параллельно 15 работников Генпрокуратуры проверяют в Росздравнадзоре законность при решении вопросов лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, сертификации и регистрации лекарственных препаратов. По данным, полученным неофициальным путем (обыкновенная утечка «оперативной» информации!), следователи выявили многочисленные нарушения и злоупотребления, связанные, прежде всего, с проведением тендеров на закупки по линии нацпроекта «Здоровье». Было обнаружено большое количество подставных фирм (о них, кстати, ваша газета писала еще в 2004 году), не вскрытых конвертов с поступившими на тендер заявками. Были выявлены и факты некомплектности поставок медоборудования; фокус не новый и достаточно примитивный, но срабатывает по сей день. А именно: закупается, например, какое-то сложное оборудование. В его комплект входят сотни наименований каких-то приборов, и, в том числе, предположим дорогостоящий монитор. Так вот, закупается все, кроме такого монитора, а он стоит, к примеру, $ 50 тысяч. Естественно, если закупается 60 – 100 комплектов этого сложного оборудования, то цена всего приобретения (без мониторов) резко снижается. И этот факт представляется как достижение Росздрава, «сумевшего» снизить стоимость приобретения. Понятно, что поступившее в регионы оборудование работать без мониторов не может, и получившее такую недоукомплектованную технику медицинское предприятие вынуждено его монтировать и изыскивать средства для приобретения монитора. Словом, подключаются и местные власти, которые в поте лица ищут спонсоров и, тем самым, попадают в экономическую зависимость от богатеньких Буратино. А фирмы – поставщики получают двойную выгоду; во-первых, по завышенной цене продают некомплект. Во-вторых, далее комплектуют его теми же, например, мониторами. Эти же фирмы дважды «откатывают» Росздраву: первый раз за некомплект, а позже – за доукомплектование. Говорят, что сотрудники Генпрокуратуры уже обнаружили такие подставные фирмы, в число которых входят и те, о которых ваше издание упоминало два года назад.

Вы можете спросить, а как же отличить нормальную организацию от «подставы»? Да очень просто! Если, к примеру, фирма, имеющая уставный капитал в пять тысяч рублей и появившаяся на рынке 1,5 года назад, и за это время нигде и ничем себя не проявившая, вдруг выигрывает тендер на поставку оборудования на десятки миллионов долларов, то возникают, наверное, резонные вопросы. Главный из них – так кто же стоит за этой фирмой? Уж не прекрасные ли половины некоторых наших министров? Если помните, пару лет назад все российские СМИ эту «семейную» версию активно муссировали, но «чьи-то» жены не подали ни одного иска; помнится, судились только за упоминание о земельном участке…

ВИКТОР З, город Санкт – Петербург:

Участвуя в общественных акциях, господин Зурабов еще сильнее загоняет себя в профессиональный тупик, из которого ему, думаю, не выбраться. Не зря, наверное, уважаемый всеми россиянами доктор Рошаль 30 сентября на совете Общественной палаты отметил необходимость срочного разделения нынешнего Минздравсоцразвития на чисто Минздрав и чисто социальное министерство. Медициной должен руководить медик, а не «экспериментатор» над здоровьем народа!

Вспомним, с чего начал свою деятельность М. Зурабов на поприще министра здравоохранения. Он тогда заявил, что не нужны педиатрия и служба родовспоможения; с этими делами прекрасно, мол, справятся врачи общей практики. И ведь эта идея начала реализовываться! Благо, что президент жестко упомянул о необходимости повышения рождаемости. Но и тут Зурабову неймется: - мы же, говорит он, - внедрили родовые сертификаты!?

В прошлом году господина Зурабова заслушивали в Совете Федерации РФ, и академики Перельман и Бокерия прямо бросили ему в лицо: «То, что вы делаете, напоминает вредительство!».

Дополню, сказано это было в присутствии другого соратника В. Путина - спикера верхней палаты парламента Сергея Миронова.

Хотелось бы, чтобы господин Зурабов ответил и на прямой вопрос: - куда подевались деньги, выделенные на 2006 год по закону № 122 для лекарственного обеспечения инвалидов? Почему эти бюджетные средства закончились еще в мае нынешнего года?

Впрочем, не дожидаясь ответа министра, сразу же и следующий ему вопрос: подписанным М. Зурабовым 18 сентября 2006 года приказом № 665 почти на 150 позиций сокращен список вышеуказанных лекарственных препаратов, и с 1 ноября нуждающиеся в них больные лишились возможности использовать эти лекарства (причем, - наиболее дорогостоящие...). То есть, чтобы «выбить» дополнительные средства, необходимо через Федеральное Собрание изменить закон. Спрашивается, какие же «специалисты» в Минздравсоцразвития производили расчеты?!

ЗОЯ К, город Нарьян-Мар:

- Благодаря «новациям» министра М. Зурабова, сегодня нарушено взаимодействие между врачами; участковый терапевт – это своего рода диспетчер, который должен, установив диагноз, направить больного к узкому специалисту. Ранее участковых терапевтов был некомплект процентов на 50. Дали надбавку в 10 тысяч рублей, но диспетчер и есть диспетчер. А узкие специалисты ринулись в участковые терапевты. А кто же лечить будет, врачи общей практики?

Олег СУЛТАНОВ.




 
Rambler's Top100