Публикации>>силовые структуры>>Страна воров?
...................................................................................................................................................
"Московская правда", апрель 2004 г.

Тревожная цифирь
Страна воров?

За истекшие три года в России совершено 3350800 краж

Этот показатель оставляет 41% всех преступлений, зарегистрированных в стране в 2001, 2002 и 2003 годах. Более половины (57%) краж не раскрыты.  Особо удручает анализ состояния преступности по итогам прошлого, 2003, года, который принес рост преступлений в 77 субъектах РФ. Наша Россия криминализируется небывалыми темпами.  Да и не наша она уже, наверное,  а "их" страна,  - воров, грабителей, убийц, и прочей мрази, свободно разгуливающей по российским территориям.  Ведь следователи прокуратуры, оперативные сотрудники милиции так и не раскрыли в 2003 году  6,7 тысяч убийств и покушений на них, почти 121 тысячу грабежей, 23 тысячи разбойных нападений.
"Пиарщики" из МВД России понавешали в вагонах московского метро  свою "рекламную" продукцию - листовки с оптимистической информацией о высоких показателях работы милиции. Сообщают, например, что в 2003 году раскрыто 44652 преступления прошлых лет. Казалось бы, лучше не бывает. Но о том, что данный показатель на 52% меньше прошлогоднего, - в листовках ни словечка…
Слабенькую работу МВД можно, наверное, и хочется объяснить тем, что оно вот уже несколько лет является воюющим министерством, "мочит" террористов в их северокавказском логове. Но, с другой стороны, если на наших мирных территориях преступность продолжит свое "творческое" развитие такими темпами, то все мы невольно призадумаемся о последствиях массовой криминализации страны. Понятно, что ее причины социальные: от сытой жизни не попрешь с кистенем в сторону большой дороги.  У нас же это односторонне движение поставлено прямо - таки на конвейер: с каждым годом возрастает количество грабежей и разбойных нападений, совершаемых на трассах и дорогах, на улицах, площадях, в парках и скверах.
Когда смотришь официальную статистику МВД, складывается впечатление, что некий, пока неведомый нами враг, сбросил на города и веси России огромный по своему количеству десант, состоящий из воров, грабителей и других беспредельщиков. Они нагло орудуют в нашем жилье,  на наших дачах, угоняют наши автомашины, насилуют, убивают наших детей.
Все это как - то не вяжется с неоднократными заявлениями президента и правительства о готовности реформировать правоохранительную систему.   Думаю, что за трехлетнее правление в МВД гражданского политика Бориса Грызлова это министерство вряд ли и начинало какую-либо значимую для милицейского "производственного" процесса  реформу. Во всяком случае, плачевные итоги оперативно-служебной деятельности МВД за первые годы нового столетия свидетельствуют о том, что одной преданности идеалам высшего руководства страны явно недостаточно для главы серьезного  силового ведомства государства. К этой преданности добавить бы оперативный опыт и профессионализм. Что собственно сейчас президент и сделал, назначив министром внутренних дел битого - перебитого опера госбезопасности Рашида Нургалиева, прошедшего все ступеньки практической карьеры не паркетного генерала.
Но вряд ли и этот опытный практик сумеет качественно реформировать систему министерства внутренних дел, так как до сих пор ни администрация президента, ни обе палаты Федерального Собрания, ни новый глава правительства М. Фрадков даже не обозначили добротно - целостного подхода к  практическому решению этой чрезвычайно важной проблемы.

Олег ЗУЕВ.

Своим мнением о решении проблем борьбы с преступностью  делятся с читателями сотрудники аналитической группы "Московской правды":

Не претендуя на роль реформаторов всей системы, мы в концепции основных решений предлагаем рассмотреть возможность реорганизации лишь одной её части, очень значимой именно в социальном плане. Речь идёт о защите самих граждан и охране общественного порядка. Ошибка в подходе к решению этой проблемы, на наш взгляд, закралась в идеологию. Обратимся к мировому опыту.
В поправке II в Конституцию Соединённых штатов (ратифицирована 15 декабря 1791 г.) говорится: "Поскольку надлежащим образом организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно ограничиваться". То есть уже с самого начала становления государства, в США побеспокоились об обеспечении права граждан на самозащиту.
В 1829 году сэр Роберт Пил организовал в Лондоне общегородскую полицию - одну из первых групп охраны общественного порядка, в задачу которой входила охрана граждан, а не короля или частной собственности. Через одиннадцать лет по лондонской модели была организована полиция Нью-Йорка. Его примеру последовали другие американские города и населённые пункты.
Отцы-основатели США даже в те времена, когда создавалось сильное общенациональное правительство, стремились не допустить превращения его в репрессивную силу и не сочли нужным закреплять за государством полномочия по наблюдению за общественным порядком. Эту обязанность они возложили на самих жителей деревень, городов и штатов. Такое решение воспринималось как совершенно естественное и не вызывало разногласий. И даже после этого право на оружие у граждан ликвидировано не было.
Охрана общественного порядка местными органами - краеугольный камень американского общества до нашего времени. Демократическая система США базируется на убеждении, что каждый имеет право выразить мнение о непосредственно задевающих его интересы делах общины. Бывший министр юстиции и генеральный прокурор США Рамсей Кларк писал: "Для того, чтобы граждане могли влиять на функции правительства, непосредственно затрагивающие сферы их жизни, очень важно оставить контроль над работой школ и полиции за органами местного самоуправления. Чтобы быть эффективной, охрана общественного порядка не может быть в отрыве от населения и должна служить его специфическим нуждам. Даже при самом высоком уровне профессиональной подготовки в любой стране размером с нашу и столь же разноликой, общенациональные полицейские силы, руководимые из центра, не могут быть эффективными. Доверие, общественная поддержка и личное знакомство с жителями необходимы полиции для выполнения своего долга".
Для справки: В США насчитывается 17 тысяч полицейских управлений. В крупнейшем из них - полицейском управлении Нью-Йорка работает свыше 28 000 человек. В некоторых - всего лишь один полицейский, наблюдающий за порядком в небольшом посёлке или деревне. Местные органы охраны общественного порядка - городские полицейские и шерифские окружные управления - образуют могущественный и весьма авторитетный нижний уровень. Большинство правонарушений квалифицируется на основе законов штата. Большинство арестованных и обвинённых в совершении уголовных преступлений задерживается местной полицией, их дела рассматриваются в местных или штатных судах, они обвиняются местными прокурорами и, в случае осуждения, содержатся в местных тюрьмах. В таких местных учреждениях работают свыше 800 000 человек.  В каждом из американских штатов есть штатная полиция, но занята она главным образом наблюдением за движением на автомагистралях. Численность служащих охраны общественного порядка в системе штатов, которые помимо прочего, охраняют и содержат большую часть тюрем страны, около 350 000 человек.
Применим ли такой принцип к российским реалиям? Предполагаем,  что вполне, предпосылки очень схожие. Каким образом?
Государственные правоохранительные органы делятся на Федеральные, входящие в структуру МВД РФ и Территориальные, входящие в структуру местной исполнительной власти. При этом, территориальные правоохранительные органы не должны входить в структуру МВД и должны финансироваться за счёт местного бюджета.
В компетенции федеральных правоохранительных органов - борьба с межрегиональной преступностью, с коррупцией и иными особо тяжкими преступлениями, охрана объектов государственной важности.
В компетенции территориальных правоохранительных органов находится охрана общественного порядка, защита граждан в конкретном регионе, борьба с преступлениями, не входящими в юрисдикцию федеральных органов.
Муниципальный полицейский социально не опасен, в отличие от сегодняшнего милиционера. Он может реально помочь ребёнку, заблудившемуся в городе,  и в течение короткого времени доставить его к родителям. Позаботиться о стариках, предотвратить тяжкие последствия семейных скандалов. Он способен чётко просчитать свои действия при применении оружия, он психологически подготовлен для работы в экстремальных условиях. У него много прав - правда, строго в рамках существующего закона и он не нарушит прав гражданина, которые чётко декларированы и по существу и по форме. У него строго обозначенный участок, на котором он действует и за который он полностью отвечает. По западным стандартам на одного полицейского приходится 350-400 граждан. Содержать такой штат муниципальных полицейских с нормальной зарплатой можно будет при введении на каждого работающего налога в размере до 1,5%. Отчётность перед муниципалитетом, бюджет весь на виду. Ни одна копейка не пропадёт. А вот мелкий рэкет пропадёт, побираться милиционеры не станут, а будут приносить казне огромную экономию, защищать граждан будут, знать обстановку и отвечать за неё в своём районе тоже будут. А если кто-то не будет, то руководитель - должность избираемая гражданами и подотчётная  им, а не далёким центральным управлениям.
В качестве примера: в послевоенной Японии американские оккупационные власти четыре раза полностью расформировывали полицию, полностью выводя сотрудников за штат и проводя чистку. Японская полиция после этого стала одной из лучших в мире.
Конечно же, такая реформа требует соответствующего законодательства и правового обеспечения, на что необходимы время и усилия, но они стоят этого и при желании и настойчивости время на проведение реформы можно сократить.
Подводя итог мероприятиям по наведению порядка, ещё раз подчёркиваем то, что их надо проводить комплексно.

Леонид БЫКОВСКИЙ,
Олег СУЛТАНОВ

 
СУЛТАНОВ ОЛЕГ
© Copyright 2005  персональный сайт Султанова Олега
Rambler's Top100